22 октября прошел мастер-класс кинодокументалиста Екатерины Головня и просмотр конкурсных фильмов



В 17.00 в конференц-зале начался мастер-класс режиссера, сценариста и продюсера документального кино, руководителя студии «Золотая Лента», преподавателя ВГИКа Екатерины Головня «Роль документального кино в формировании общероссийской культурной идентичности».

В современном мире всвязи с растущей ролью глобализации и различных медиаресурсов, наиболее остро встает вопрос о самоопределении и культурной идентификации. Кто мы, что мы представляем из себя как народ, что значит – жить в России сегодня? Эти сущностные вопросы в тот или иной момент жизни задает себе каждый человек, но не каждый может найти на них правильный ответ в эпоху цифрового шума. И именно об этом был живой и интересный разговор на прошедшем мастер-классе.

Екатерина рассказала об одном из своих фильмов «Затерявшиеся в полях» о таджиках, оказавшихся в российской сельской глубинке, о том, как они живут, учась в русских школах, работая в России, но сохраняя свою национальную и культурную идентичность. О том, как это важно – сохранить свою целостность и культуру в современном мире. Не только для героев фильма – для всех. Вспомнили и другую работу Екатерины – фильм «Неркаги» про ненецкую женщину, которая собирает отвезенных в интернаты и насильно русифицированных детей и пытается вернуть им культур предков или вернуть их в эту культуру – не знаю, какое определение точнее.

Было много вопросов, бурное обсуждение – и современного кинематографа, не только документального, но и художественного, и качества снимаемых работ, конъюнктуры и того, почему она возникает, необходимости знать и уважать чужую культуру – как для тех, кто приехал в другую страну, так и для тех, кто принимает. Разговор вышел острый, содержательный и интересный.

В 18.00 в Белом зале состоялся специальный показ фильма «Ролан Быков. Портрет неизвестного солдата». В основе картины – незаконченный документальный фильм Ролана Быкова «Портрет неизвестного солдата». Он был задуман в начале 90-х годов, когда наметилась тенденция к пересмотру результатов Второй мировой войны, когда стали принижать роль России в избавлении мира от фашизма, а 9 мая некоторые стали считать чуть ли не днем национального позора.

«У меня был ком в горле. Я же мальчик войны, она вошла в мою плоть и кровь. Мой брат воевал, а я не поспел на войну…», – говорил Быков.

Он снимал Дахау и Освенцим, Вязьму и Прохоровку, беседует с ветеранами войны в России, Англии, Франции, Монголии. Уже вырисовывались контуры будущего фильма, были смонтированы отдельные эпизоды, написана музыка. Но внезапно работа остановилась.

«Я хотел сделать этот фильм к юбилею Победы, но понял, что не умею работать к дате. Замысел изменился. Фильм об итогах ХХ века, о конце тысячелетия, может быть, о конце жизни – вот что волнует меня сейчас», – говорил Ролан Быков.

Реализовать свой замысел он не успел... Остались сотни видеокассет с исходными материалами, режиссерские разработки, записи в дневнике, заметки на полях.

Картина «Ролан Быков. Портрет Неизвестного солдата», сделанная спустя 20 лет после ухода Быкова, на первый план выходит фигура самого Мастера. То, о чем болела его душа в последние годы, месяцы, часы земной жизни...

Фильм представил режиссер Игорь Калядин, рассказавший зрителям о том, как возник замысел картины. «После ухода замечательного мастера остались сотни видеокассет с исходным материалом, режиссерские разработки, записи в дневнике, заметки на полях, которые делал сам Ролан Антонович. Таким образом, героем нашего фильма стал сам Быков, и зрителю предоставляется редкая возможность увидеть его подлинный портрет, узнать, о чем он думал, вспоминал, чем мучилась его душа в последние годы, месяцы, часы земной жизни.

Ролан Быков, был и остается культовой фигурой для нашего поколения. Для современной молодежи, воспитанной на другом кино, феномен этого режиссера во многом неизвестен, поэтому мне очень приятно видеть в зале такое количество молодых людей, которые уже знают или которым, возможно, только предстоит узнать благодаря этому фильму о великом человеке и гениальном актере и режиссере – Ролане Быкове».

В 18.00 в Малом зале прошел показ работ конкурса документальных фильмов. Это картины «Мы в садовника играли» (режиссер Максим Кузнецов) о войне глазами ребенка, который взрослеет на этой войне, но сохраняет в себе все детское, чистое и непосредственное, «Партизан Василь» (режиссер Наталь Саврас) о юном участнике войны Василии Григорьевиче Безвершуке и конкурса телесюжетов – «Обратный отсчет. Сталинградская битва (Речники)» (автор Александр Гондарь), «Козье царство Дмитрия Дугина» (автор Олеся Акинфеева).

После показа была встреча с режиссером Максимом Кузнецовым и героиней фильма – профессором ВГИКа Валентиной Яковлевной Орловой. Это о ее военном детстве рассказано в картине. Шестилетней девочкой она прошла немыслимый путь из оккупированной Эстонии в осажденную Москву, одна, без родителей. И фильм, и встреча с авторами никого не оставили равнодушными.



Информационные партнеры

Показать больше

Мероприятие проводится при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы

Московский медиафестиваль патриотической тематики «Родина в сердце» © 2016-2020