20 октября в Белом зале прошел премьерный показ художественного фильма «Судьба диверсанта», который представил режиссер картины Дмитрий Астрахан.
Эта драма о войне на территории Белоруссии снята на основе реальных событий. Здесь нет плакатных героев, шаблонного ура-патриотизма или некой клюквы. Герои поданы абсолютно разными и, в первую очередь, – жизненными. Каждый приспосабливается к «новому порядку» как может и главное – хочет. Одни меняют портреты на стенах – Ленина, Сталина, Гитлера – будто ничего не значащие постеры звезд. Главное – выжить, при любом порядке. Знаменательны в этом плане слова одного из героев: «Придет потом еще кто-нибудь – мы и его повесим». Другие покоряются неохотно – как отец Светы, бывший судьей при Советах и начальником полиции у фашистов (в великолепном исполнении Андрея Смолякова). Иные – не меняют свои убеждения и сражаются в подполье. Герои очень разноплановые, однако подано это настолько органично и жизненно вплетено в повседневность, что не возникает ни капли сомнения. Единственное, что бросается в глаза – некая фрагментарность происходящего, будто смотришь отдельные эпизоды из Великой Отечественной. Главной удачей фильм в кинематографическом плане стала фигура центрального героя в исполнении Алексея Суренского. Очень харизматичный и разноплановый вышел персонаж.
Фильм поднимает проблемы, о которых обычно говорить не принято. За одного убитого немца расстреливали десятки пленных мирных жителей, могли сжечь целую деревню. Об этом знали подпольщики, и это было их болью, но не бороться с врагом они не могли.
И та же диверсия в белорусских Осиповичах, к слову – одна из крупнейших за всю Вторую мировую войну, чего она стоила тому же главному герою, просто сломав ему жизнь, как и многим другим. На это можно ответить словами одного из героев: «Каждый делает свой выбор, и затем за него отвечает».
«Мой герой, как и его прототип, ничего не получил за свой подвиг, всю славу себе присвоили другие люди, – сказал режиссер. – И я хотел в фильме порассуждать о мнимых и подлинных героях Великой Отечественной, о жизни в оккупации (люди жили под немцем три года), о героизме, потому что для нашего героя жизнь – в подвиге, и о самом понятии советский человек».
И это у режиссера получилось вполне. «Судьба диверсанта» – своеобразное размышление о войне – том непростом времени, о котором нам легко судить сейчас, спустя 76 лет. Но для того, чтобы понять тех людей и их поступки, нужно хотя бы попытаться представить себя в то время. И сделать свой выбор.
コメント